ЕВРОПА: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
По информации интернет-источника "Польский консультант", работа водителем-международником
всегда имела свои нюансы. Нередко польские компании привлекают для трудоустройства иностранцев с Восточной Европы. Недавно ЕС, после многолетних споров, утвердил новые правила, по которым должны осуществляться
международные грузоперевозки.
Причины изменений:
♦ Повышение конкуренции на рынке.
♦ Выравнивание зарплат представителям разных стран.
♦ Увеличение отдыха для водителей.
Работа и отдых
Ранее действовала схема распределения рабочего времени и отдыха:
максимум 6 рабочих дней, после которых должно последовать не менее 45 часов отдыха.
Предполагается и более короткий интервал выходного - не менее 24 часов, но тогда в следующий отдых
должны быть компенсированы недостающие часы: 45+ (45 - продолжительность укороченного выходного).
Компенсация недельного отдыха - ВСТУПИЛО В СИЛУ!
С 2020 действует более лояльная схема, предполагающая четырехнедельный цикл. Появилась возможность
двух укороченных выходных подряд, а все «недогуленные» часы должны быть предоставлены до окончания
третьей недели и не могут быть разбиты по частям.
Кроме этого, если укороченный отдых может проходить в автомобиле, то для 45-часового или большего
водителю должна быть предоставлена возможность отдохнуть дома, либо местом отдыха должен стать отель.
Оплачивать размещение обязан работодатель, а помещение обязано включать спальное место, санузел и быть организованным с учетом половой принадлежности водителя.
Нормы отдыха должны соблюдаться для всех без исключения водителей, даже если их работодателем является
фирма из-за пределов ЕС (например, из Украины, России или Беларуси).
Домашний отдых раз в 4 недели ВСТУПИЛО В СИЛУ!
Каждые четыре недели водитель должен иметь возможность вернуться домой для отдыха. В качестве альтернативы
это может быть постоянное представительство транспортной компании в стране трудоустройства, но в любом
случае речь идет исключительно об отдыхе. Продолжительность этого отдыха как раз и строиться по
вышеприведенным правилам: 45 часов + компенсация.
Это не отрицает необходимости ежесуточного отдыха:
Возвращение машины в страну трудоустройства каждые 8 недель - ПЛАНИРУЕТСЯ С ФЕВРАЛЯ 2022
Кроме уже рассмотренного отдыха для водителя, потребуется возвращать в страну регистрации и автомобиль.
Происходить это должно не реже 1 раза в течение 8 недель. Норма, по замыслам ее авторов, направлена на
поддержание транспортных средств в надлежащем состоянии, а значит на снижение аварийности.
Сертификация парковок - ВСТУПИЛО В СИЛУ!
Создана целая сеть специальных сертифицированных парковок для автотранспорта, осуществляющего
международные перевозки. Главная цель - безопасность. Попасть на стоянки могут только дальнобойщики.
Парковки будут специальным образом сертифицироваться. В специальных помещениях будет продаваться
питание и питье. В наличии будут санузлы.
Оплата труда
Командированный в другую страну водитель обязан будет получать средства в размере не меньшем, чем его
коллеги в стране фактической работы, а не в государстве, к которому он приписан.
Минимальная зарплата по нормам страны фактической работы - ПЛАНИРУЕТСЯ С ФЕВРАЛЯ 2022
Для примера. Белорус устроился в польскую фирму дальнобойщиком. Владелец отправляет его в командировку
в Германию, на маршрут ФРГ - Франция. Сейчас такой украинец будет получать по польским величинам.
По новому должен будет зарабатывать как и немецкие водители.
Однако поездки между странами, одной из которых является страна приписки, не будут являться командировками.
Более того, планируют разрешить по одной погрузочно-разгрузочной операции в каждом государстве на маршруте,
чтобы сократить транзитные прогоны.
В теории увеличение заработанной платы не может не радовать водителей. Вопрос лишь в том, будет ли на
практике интерес у работодателя в таком иностранце, если вакансии смогут занять немцами или поляками
Достаточно критично к нововведениям отнеслись и владельцы фирм перевозчиков. Их потери составят не только
разницу роста оплаты труда, но и вырастут и расходы на налоги и сборы с таких зарплат. С одной стороны,
в недовольстве расходами работодателей нет ничего необычного, но с другой, существует мнение, что не все
они смогут пережить такие изменения.
Изменение правил каботажа - ПЛАНИРУЕТСЯ С ФЕВРАЛЯ 2022
Каботаж - изначально морской термин, обозначающие перевозки внутри одного государства. По аналогии его
используют и для дальнобойщиков. Часто именно каботажем называют случаи, когда официально трудоустроенный международником
в одной стране, фактически работает внутри другой (не выезжая за ее границы). Так как используются в основном
работники из стран, где платят меньше, это негативно влияет на доходы местных водителей. Теперь такой «каботаж»
придется оформлять как командировку, а компании надо будет иметь в стране фактической работы офис, налоговую регистрацию и пр.
Главное правило каботажа - не более 3 операций за каждый 7 дней - действует уже сейчас и останутся в силе далее.
Однако с февраля к ним добавляется еще одно, принципиально меняющее нормы: каждую следующую операцию
запрещено проводить ранее чем через 4 дня после окончания предыдущей.
Тахографы
Приборы нового образца должны будут контролировать указанные правила. Оборудоваться ими должны
будут все автомобили. Действуют тахометры на основе спутникового сигнала, в том числе позволяя отслеживать
маршруты, факты пересечения границ, время отдыха.
Указание страны пребывания - ПЛАНИРУЕТСЯ С ФЕВРАЛЯ 2022
На тахографах, не оборудованных автоматической системой определения страны нахождения, необходимо будет
в ручном режиме отмечать этот параметр при пересечении границы, в т.ч. внутренних границ Евросоюза.
Отсутствие этой информации будет считаться нарушением, которое может привести к штрафу водителю.
Дальнейшие планы
В 2024 - 2025 годах планируется полный переход на тахографы поколения Смарт II. Примерно с 2026 года
планируется распространить эти требования и на автотранспорт до 5,5 тонн.