НОВЫЙ ЗАКОН О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ПОЛЬШЕ
В Польше разрабатывают новый закон о трудоустройстве иностранцев. Новый нормативно-правовой акт направлен на облегчение процесса найма работников из-за границ Евросоюза, ускоренную выдачу разрешений и возможность контроля работником всех процессов. Что именно изменится в трудоустройстве иностранцев, когда новый закон начнет действовать и почему его уже называют «революционным» - комментарий интернет-журнала Польский консультант.
UPD. 15.05.2024. Правительство Польши готовит законопроект
В перечень законодательных и программных работ Совета министров РП включена информация о проекте закона о доступе иностранцев на рынок труда.
Пока предлагаемый законопроект не опубликован, но заявлено, что он будет комплексно регулировать вопросы, связанные с поручением работы иностранцам, а также будет направлен на:
♦ ужесточение процедур поручения работы иностранцам;
♦ ограничение возможных злоупотреблений;
♦ полную электронизацию производства;
♦ сокращение очередей в ужендах;
♦ интеграцию иностранцев.
В целом чиновники подтверждают декларируемые ранее цели будущего закона, подчеркивая, что одним из главных условий является защита поляков на местном рынке труда.
Действующие нормы трудоустройства иностранцев
Прежде чем перейти к подробностям законопроекта, очень кратко напомним о действующих сейчас нормах (правовых основаниях). В настоящее время наиболее важным правовым актом, касающимся трудоустройства иностранцев в Польше, является Закон «О содействии трудоустройству и учреждениях рынка труда». Данный НПА направлен на регулирование рынка труда в целом и иностранцев касается в контексте общего урегулирования – определяет условия и правила выдачи, отказа и отзыва разрешений на работу, а также порядок и органы, компетентные в этих вопросах.
В этот закон много раз вносились изменения, в т.ч. из-за адаптации польского законодательства к правилам ЕС и различных способов обхода положений Закона о доступе иностранцев к польскому рынку труда.
Поскольку значение для польских работодателей и польской экономики трудоустройства иностранцев в Польше постоянно растет, было принято решение создать отдельный Закон «О трудоустройстве иностранцев», которого ранее не существовало. Многие положения нового нормативно-правового акта перейдут из действующего Закона «О содействии занятости и институтах рынка труда», однако некоторые положения станут совершенно новыми для Польши.
Закон «О трудоустройстве иностранцев»: основные цели и допущения
Правительство РП исходит из того, что новый закон будет основан на существующих правовых решениях по общим нормам и положениям об отдельных видах разрешений на работу. То есть типы разрешительной документации – освядчения, зезволения, документы для сезонной работы и т.д. – останутся прежними. Однако будут внесены и фундаментальные изменения, которые, как заявляют авторы закона, облегчат трудоустройство иностранцев в Польше.
Судя по высказанным предложениям, полностью данный закон не сможет урегулировать все нюансы рассматриваемой темы. Со временем обещают принять еще и Закон «О профессиональной деятельности», Закон «О некоторых договорах, заключаемых в электронной форме», а также поправками к Закону «О социальной помощи». Но эти документы в данном материале не рассматриваются.
Полная цифровизация выдачи зезволения и освядчений
Планируется полностью оцифровать процедуру оформления разрешения на работу для иностранца (зезволения) или декларации о поручении работы иностранцу (освядчения), а также расширить использование IT-систем для контроля за исполнением норм этих документов и связанных с ними обстоятельств. Это станет возможным благодаря модернизации профильных цифровых систем, которая более подробно описано в проекте закона о профессиональной деятельности.
Расширение функциональности системы praca.gov.pl позволит упростить контакт между субъектами, подающими заявление на получение зезволения (в т.ч. и сезонного) и освядчения. Изменение способа общения фирм, поручающих работу иностранцам, с ужендами должно значительно сократить процедуру трудоустройства.
Учреждения, контролирующие законность работы и пребывания иностранцев (такие, как Национальная инспекция труда и Пограничная служба), благодаря коммуникационным возможностям получат более легкий доступ к базам данных о лицах, поручающих работу иностранцам, что ускорит выполнение проверок.
Элементы новых решений, используемых в процедурах, связанных с трудоустройством иностранцев:
♦ Портал job.gov.pl позволит лицу, поручающему выполнение работы иностранцу, связаться с органом, выдающим разрешение на работу или принимающим декларацию максимально просто и оперативно.
♦ Заявления о выдаче разрешения на работу иностранцу и внесение заявления о поручении работы иностранцу в реестр деклараций будут подаваться в электронной форме. Должностные лица будут помогать заявителям с их заявлениями и декларациями.
♦ Все решения о выдаче разрешений на работу иностранцам, будут получаться работодателями в электронном виде и храниться в его аккаунте в системе.
♦ Иностранец получит доступ к своему аккаунту, сможет проверить, есть ли у него разрешение на работу и состоит ли он на социальном страховании, а также предоставить информацию о своей занятости.
♦ Будут созданы программные продукты, помогающие в различных смежных производствах: базы данных и приложения для формирования документов, интерфейсы для обмена информацией с другими системами (ZUS, KRUZ, налоговые службы, судебный реестр, пограничники, полиция и т.д.).
♦ Будет создана база данных о заработной плате на основе предложений о работе, что позволит надежно оценить, сопоставимо ли вознаграждение, предлагаемое иностранцу, с предлагаемым вознаграждением на местном рынке труда. Следует подчеркнуть, что данный инструмент будет носить вспомогательный характер в связи с тем, что собранных данных пока недостаточно для полного анализа.
♦ Доступ к данным, собранным в системах Национальной инспекции труда, Пограничной службы или Национального уголовного реестра, позволит создать эффективный инструмент, поддерживающий соблюдение запрета на выдачу разрешений на работу иностранцам, наказанным за незаконную работу.
♦ Можно проверить, приступал ли иностранец к работе и выполнял ли ее в соответствии с выданным разрешением. Это можно осуществить путем сбора информации об уведомлениях о начале и окончании работы, обработки данных, полученных от центрального визового регистратора, баз данных пограничников о пересечении границы, сведений из Управления социального страхования (ZUS / KRUZ) или налоговых органов.
♦ Появится возможность контроля за уровнем зарплаты работника, указанной в разрешительных документах, с фактическим выплатами – произойдет это путем сверки с базой данных налоговой.
Эксперт Польского консультанта:
Перечисленные новшества во многом выглядят благоприятно для честных работников. Как это будет работать на практике – покажет время. Однако на одном моменте хотелось бы акцентировать внимание. Планируется, что работники получат доступ в свой аккаунт, где смогут отслеживать всю деятельность, включая статусы готовности освядчения / зезволений, выплаты за них налогов и сборов, данные о предыдущих работах и еще массу информации.
Если эта функция будет внедрена, то новшество станет действительно революционным решением. Многие, ожидающие ответа по разрешениям на работу, подтвердят насколько порой сложно получить информацию о статусе. Теперь это станет возможным произвести, просто кликнув / тапнув по необходимой функции.
Отмена опинии
Получение заключения старосты о состоянии местного рынка труда (т.н. опинии) традиционно занимало много времени. При этом в текущий момент опиния предоставляется лишь в ~10% случаев трудоустройства иностранцев. Большинство заробитчан являются гражданами 6 стран, которые работают на основании освядчений, и уже освобождены от проверки рынка труда (Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия и Украина).
Освобождены от необходимости получать опинию и лица, которые выполняют дефицитные профессии на рынке труда. Предполагается признать анализ рынка труда устаревшей, излишне бюрократизированной процедурой, и отменить ее для всех иностранцев.
Список запрещенных профессий для иностранцев
Из-за отмены опинии, в качестве меры, защищающей внутренний рынок труда, будет создан список профессий, по которым нельзя будет нанимать иностранцев из-за пределов ЕС, не проверив, есть ли поляки, желающие занять эту должность.
Однако это не будет постоянно действующий перечень, а правительство РП будет внедрять такие решения каждый раз в индивидуальном порядке, и исключительно в случае роста безработицы. Если уровень безработицы начнет увеличиваться, министр семьи и социальной политики сможет обязать старост составить перечни профессий, по которым иностранцам не будут выдавать разрешения на работу.
Это регулирование будет факультативным и станет применяться, когда уровень безработицы и количество людей, затронутых коллективными увольнениями, указывают на сложную ситуацию на местных рынках труда. Норма, по мнению властей, гарантирует предоставление работы в первую очередь полякам, которые ее ищут.
Интересно, что в законопроекте, с одной стороны, речь идет об иностранцах вообще, а с другой – прямо указано на невыдачу разрешений на работу по запрещенным профессиям. Однако большое число иностранцев, особенно учитывая украинских беженцев, в принципе освобождены от обязанности такие разрешения получать. По предварительным сведениям, на них такие ограничения не распространятся.
Дополнительные причины отказа в выдаче разрешений на работу иностранцам
Стандартные причины отказа выдать разрешения на работу для иностранцев остаются в силе. Однако к ним добавится несколько новых оснований, в частности, смогут отказать:
♦ Из-за задолженности работодателя по уплате взносов на социальное страхование за период, превышающий 2 месяца.
♦ Из-за обстоятельств, которые могут указывать на то, что иностранец, несмотря на получение разрешения, не будет выполнять работу для работодателя на территории Польши, или что работодатель не будет выполнять обязательства, связанные с поручением работы иностранцу.
♦ По причине наказания работодателя или лица, его представляющего, за предыдущие нарушения. Аналогичные основания существуют и сейчас, но обещается, что они будут сформулированы проще для применения.
Как видно, причины отказа связаны не только с обстоятельствами, связанными с работниками, но и с проблемами работодателя.
Эксперт Польского консультанта:
Кроме этого, в целях снижения риска злоупотребления и обхода положений о временной работе (через агентства по трудоустройству), в частности, в отношении использования т.н. аутсорсинга, отказ в выдаче разрешения на работу предусмотрен, если иностранец по договору с работодателем будет выполнять работу для и под руководством третьего лица, но не будет иметь статус временного работника. К сожалению, пока не очень ясно, что имеется в виду, но очевидны планируемые изменения в области работы агентств.
Продолжение работы иностранца
Отдельной процедуры продления разрешающих работу документов вводить не планируется. Однако будет предусматриваться облегченный режим получения нового разрешения, если иностранец выполнял работу в соответствии с ранее выданным документом.
Новая система позволит проверить, были ли уплачены взносы на социальное страхование и авансовые платежи по подоходному налогу в связи с работой иностранца. Если все происходило в рамках закона, то за месяц до истечения срока действующего разрешения в личных кабинетах аккаунтов работодателя и работника появится сообщение о возможности подачи заявления на получение нового разрешения на работу. Если согласиться на подачу следующей заявки, разрешение будет выдано «почти автоматически».
Способы наложения штрафов за нарушение норм трудоустройства
Проект закона о трудоустройстве иностранцев вводит правило о том, что штраф за правонарушение, связанное с незаконным поручением работы иностранцам, должен быть пропорционален количеству лиц, которым незаконно доверена работа.
Согласно сведениям, полученным в ходе разбирательства в сфере легализации труда иностранцев, штрафы, наложенные судами за нарушения положений профильного законодательства, применялись в меньших пределах возможного даже в случаях, когда нарушитель незаконно поручал выполнение работы большой группе иностранцев и на длительный период. Новое решение повысит суровость наказаний для юридических лиц.
Другие изменения
Еще несколько важных изменений, прописанных в Законе о трудоустройстве иностранцев:
♦ Закон облегчит трудоустройство иностранцев на основе умовы о праце. Например, заявки на зезволение и освядчение, при указании намерений подписать трудовой договор, будут рассматриваться в первую очередь.
♦ Минимально возможное рабочее время для получения разрешений будет установлено не менее чем в ¼ полного рабочего времени в месяц. Целью данного решения является ограничение злоупотреблений, заключающихся в объявлении неполного рабочего времени с целью неправомерного занижения затрат на оплату труда.
♦ Устанавливаются условия, при которых работодатель сможет поручить иностранцу работу на срок, отличный от указанного в разрешении на работу. В них будут учтены решения, предусмотренные действующим законодательством о рабочем времени и необходимость защиты прав и интересов иностранца.
♦ Будет создан инструмент поддержки соблюдения запрета на выдачу разрешений на работу иностранцам субъектами, наказанными за незаконное поручение работы. Система Министерства труда и социальной политики сможет (в том числе в автоматическом режиме) проверять данные, хранящиеся в контролирующих органах и Национальном реестре уголовных дел.
Это далеко не все планируемые изменения, но именно указанные более всего касаются работников-иностранцев.
Когда Закон о трудоустройстве иностранцев вступит в силу?
Рассматриваемый проект предполагает, что Закон вступит в силу в 2024 году, за исключением некоторых положений об информационных системах, которые могут начать действовать позже.