PIP В ПОЛЬШЕ
Как написать жалобу в трудовую инспекцию и защитить свои права
В любой сфере общественных отношений возможны конфликты. Что уж говорить о такой чувствительной отрасли,
как рынок труда, где всегда перекликаются интересы работников и работодателей. Каждое современное государство старается регулировать и контролировать это порой болезненное направление, и Польша старается не уступать
ведущим странам мира. К сожалению, стараться и добиваться успеха – не всегда одно и то же, но, несмотря на
наличие проблем, в РП существует довольно эффективный инструмент по защите прав трудящихся – это Трудовая инспекция. О том, как использовать механизм данной службы, если ваши права нарушаются, - в материале интернет-источника Польский консультант.
Что такое PIP в Польше? Задачи инспекции
Государственная инспекция труда в Польше (Pa?stwowa Inspekcja Pracy или PIP) – это подчиненное
Сейму РП ведомство, ответственное за соблюдение норм трудового законодательства. Среди основных направлений деятельности – охрана труда, промышленная гигиена, контроль уровня заработных плат (не ниже минимальной),
рабочее время и время отдыха, трудоустройство несовершеннолетних, инвалидов, соблюдение прав работающих
родителей и т.п.
Нередко обращение в PIP значительно увеличивает шанс работника отстоять свои права, если непосредственный
контакт с работодателем или профсоюзными организациями не в состоянии оказать эффективной защиты.
Деятельность Инспекции распространяется на все случаи трудовых отношений, в т.ч. и при работе иностранцев.
При этом среди полномочий есть не только правозащитные, но и контрольные, в частности инспектор может проверить законность работы иностранца и/или соответствие условий труда заявленным в зезволении / освядчении.
PIP и умова о праце
Полноценным трудовым договором, подчиненным трудовому праву, в Польше является исключительно umowa o prac?. Соответственно, контроль соблюдения условий договоров и условий выполняемых работ через PIP возможен только
для иностранцев, работающих по данному типу контрактов.
PIP и гражданско-правовые договоры
Есть для работающих по договорам гражданско-правового формата и хорошие известия. В некоторых случаях Инспекция труда может помочь и им. Например, если работодатель подписал такой договор в нарушение закона, потому что обязан
был заключить умову о праце. Причем уже созданы прецеденты, когда работодателей-нарушителей Трудинспекция
за данное нарушение штрафовала.
Это не единственная возможность. Аналогично могут быть решены все вопросы, подпадающие под действие Кодекса праци, вне зависимости от типа заключенного договора, и в первую очередь вытекающие из признания незаконным подписания гражданско-правового контракта. Однако, как и говорилось выше, соблюдение норм самого договора,
если он подписан законно, PIP в Польше не контролирует.
Структура Государственных трудовых инспекций Польши
Сами представители PIP любят представлять структуру организации в виде довольно сложной схемы с взаимным переподчинением.
Однако, более чем достаточно указать на две основные ступени иерархии PIP в Польше:
♦ G?ówny Inspektorat Pracy. То есть главное управление, располагающееся в Варшаве.
♦ Okr?gowe Inspektoraty Pracy (OIP). Региональные инспектораты труда – местные подразделения PIP, к которым
чаще всего и придется обращаться жалобщикам.
Всего OIP 16, по числу воеводств. Однако в регионах с большим числом населения существуют дополнительные офисы
для обращения работников.
Не путайте местную инспекцию (OIP) в Варшаве с G?ówny Inspektorat Pracy, расположенной в том же городе.
Главное управление находится по адресу: ul. Barska 28/30, 02-315 Warszawa Kancelaria. Телефон (он же горячая
линия PIP в Польше): +48 (22) 391 82 15, e-mail: mailto:mkancelaria@gip.pip.gov.pl.
Самые частые правонарушения работодателей
Немного более конкретных случаев, при которых обращение в PIP поможет защитить права работающих в Польше иностранцев:
♦ Работа без письменного договора.
♦ Нарушение трудового законодательства во время трудовых отношений с работником.
♦ Несоблюдение норм рабочего времени.
♦ Несвоевременные или неполные выплаты зарплаты и других типов вознаграждения.
♦ Невыдача Свидетельства о работе при увольнении.
♦ Допуск к работе без соответствующей подготовки в области охраны труда.
♦ Невыполнение требований по врачебному допуску сотрудника к выполнению обязанностей.
♦ Нарушение норм безопасности и гигиены труда.
♦ Нарушение норм, связанных с социальными выплатами за работника, и как следствие – потеря сотрудником права
на социальные гарантии.
♦ Неисполнение выданного ранее предписания инспектора труда.
♦ Невыполнение судебного решения, связанного с трудовым правом.
Конечно, существуют и другие нарушение. Но именно указанные по статистике встречаются наиболее часто.
Как написать жалобу в Инспекцию праци?
Напомним, что PIP осуществляет контроль именно за работодателем и условиями работы, создаваемым им.
Соответственно, технологии подачи жалоб будем учитывать с точки зрения обращения в надзорный орган работника.
И более детально – работника-иностранца.
Ведущий эксперт Польского консультанта:
Интересный правовой аспект. С точки зрения польского законодательства, сообщение в PIP о нарушениях, является
[цитата] «не столько правом, сколько обязанностью работника». Это говорит о том, что некоторые виды нарушений,
если о них не сообщить своевременно, будут являться правонарушениями не только для работодателя, но и для самого работника.
Например, работа без договора, выполнение обязанностей, не соответствующих заявленным в освядчении / зезволении и т.п. За них работодатель получит свой штраф, но и работника за нелегальную работу могут оштрафовать, депортировать
и запретить въезд в страны Шенгена.
Обратиться в PIP (OIP) можно тремя привычными способами:
♦ Лично.
♦ По почте. Отправив заявление и прилагаемые документы по вышеуказанному адресу своего IOP (по месту работы).
♦ Через электронную приемную. Этот способ мы далее рассмотрим более подробно.
Существует и возможность телефонного обращения, но это считается консультацией (бесплатной).
Электронное обращение в PIP
Прежде чем перейти непосредственно к способу отправки сообщения, несколько основных вводных:
♦ Информация передается в местное отделение Трудовой инспекции, по расположению работодателя.
♦ Существует обязательная информация, при отсутствии которой сообщение будет оставлено без рассмотрения.
К ней относятся следующее:
• данные заявителя (имя и фамилия);
• адрес (индекс, город, улица и номер дома) заявителя;
• претензия или запрос, являющиеся основанием для сообщения.
Ведущий эксперт Польского консультанта:
По закону, заявитель имеет право потребовать анонимности, однако это относится к сохранению в тайне данных
от работодателя. Предоставить анонимный донос в Трудовую инспекцию нельзя – сообщение в таком случае
не будет рассмотрено.
Как составить текст сообщения?
Далее, при заполнении формы, встретится поле «Wiadomo?? (сообщение)», в котором и должна быть изложена
суть обращения. Этот текст лучше подготовить заранее, тщательно продумав все нюансы.
Обязательно должен быть идентифицирован объект жалобы – название, адрес и т.п. Указаны все важные даты. Постарайтесь передать главные требования максимально сжато, но не упуская существенных деталей.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы или заявления
После получения жалобы, делу назначается инспектор, который будет проводить расследование. Первичный ответ
заявитель должен получить в течение месяца, но это не означает, что ответ будет окончательным. Может понадобиться более глубокий анализ ситуации, опрос свидетелей, непосредственная проверка работодателя (об этом далее подробно). Максимальный срок, предполагаемый законом, 2 месяца со дня получения обращения.
При долгом рассмотрении заявитель должен оповещаться о ходе дела. Жалобу на действие / бездействие инспектора
можно подать в тот же OIP на имя руководства.
Как инспектора проверяют работодателей?
Один из главных этапов контроля PIP – проверка работодателя. Она осуществляется в соответствии с правами,
которыми обладает инспектор:
♦ Получать доступ на проверяемое предприятие и все его объекты.
♦ Иметь возможность осмотра и проверки всего оборудования, машин, механизмов и помещений.
♦ Получать от контролируемого лица письменные или устные пояснения по любым вопросам, связанным
с его функционированием.
♦ Опрашивать работников.
♦ Получать доступ к технологической и организационной документации предприятия.
♦ Проверять документы всех лиц, занятых в производственном процессе, в т.ч. тех, кто не работает по умовам о праце.
♦ Знакомиться с личными делами сотрудников.
♦ Просматривать фото, видеоматериалы, с камер наблюдения на предприятии.
Это только основные возможности. Профильное законодательства устанавливает права инспектора более объемно.
Нарушения фиксируются. Далее, в зависимости от ситуации, инспектор вправе выписывать постановления на исправление нарушений, или давать делу дальнейший ход – например, сообщить в полицию, прокуратуру или подать в суд.
В любом случае, результаты проверки, вне зависимости от наличия или отсутствия нарушений, фиксируются в специальном документе — Protokó? kontroli.
Штрафы, налагаемые PIP
Есть у инспектора и возможность самостоятельного применения санкций. Например, он может выписать постановление
о немедленном закрытии отдельных рабочих мест, если установлена угроза для жизни работников.
Однако наиболее часто применяются штрафные санкции. Как правило, это не очень большие суммы – от 500 до 1000,
реже 2000 злотых. Максимальные наказания (например, 30000 злотых) назначает только суд.
Что делать, если PIP не реагирует?
Уже сообщалось, что жалобу на инспектора можно подать его руководству в OIP. На региональное отделение в G?ówny Inspektorat Pracy, в Варшаву. Конечным звеном, с помощью которого можно решить вопрос – суд. При этом для трудового права существует специальный трудовой суд (суд праци), а по гражданско-правовым договорам придется обращаться
в обычный суд.
Ведущий эксперт Польского консультанта:
Существует мнение, что воздействовать на нерасторопность OIP можно через т.н. Rada Ochrony Pracy.
Это специальный орган контроля за деятельностью PIP, созданных из депутатов Сейма и других чиновников.
Если у вас есть выход на таких людей, они обязательно помогут, вот только прямого обращения работников к данной раде
не предусмотрено.
PIP – эффективный инструмент по защите прав работников. Однако, как и другими инструментами, им надо уметь пользоваться. Неопытные работники имеют большой шанс не просто написать жалобу в инспекцию,
но и погрузиться в пучину бюрократии, и бросит дело на полпути, ссылаясь на «непробиваемость системы».